Главная / Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Услуги по защите прав потребителей (консультации, составление документации, представительство в суде)

Наши юристы бесплатно проконсультируют Вас по вопросам защиты прав потребителей и ответят на все, интересующие Вас вопросы. 

 

 

Бесплатные консультации проводятся по тел. (351) 776-98-00.

 

Цены на услуги юристов по защите прав потребителей

  1. Изучение материалов дела – Бесплатно
  2. Консультация – Бесплатно
  3. Составление документации (претензия, исковое заявление, жалоба, возражение на исковое заявление и т.д.)  - от 2 000 руб.
  4. Представительство в суде (в том числе составление документации) - от 5 000 руб.

 

Основания для возврата товара потребителем можно разделить на две большие группы:

- возврат товара надлежащего качества;

- возврат товара ненадлежащего качества.

Возврат товара надлежащего качества

По общему правилу покупатель, в случае если купленный товар ему не подошел по каким-либо причинам, вправе возвратить товар продавцу в течение 14 дней после покупки, не считая сам день покупки.

Условиями для возврата товара в данном случае являются:

- соблюдение 14-дневного срока;

- сохранение товарного вида, ярлыков, этикеток;

- товар является непродовольственным;

- товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Наиболее распространенными категориями товаров, которые входят в данный перечень, являются: лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия, чулочно-носочные изделия, посуда, бытовая химия, ювелирные изделия, автомобили, оружие, растения, животные.

Особые правила предусмотрены для возврата и обмена товаров надлежащего качества при дистанционной торговле, то есть продаже товара на виртуальной витрине, когда покупатель не может до совершения покупки ознакомиться с товаром или его образцом. 

При дистанционном способе торговли покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи ему, а после передачи в течение 7 дней. В соответствии с ч. 4 ст. 26-1 Закона «О защите прав потребителей», в случае если продавец письменно не уведомил покупателя о вышеописанных сроках возврата товара надлежащего качества, для покупателя срок автоматически увеличивается до 3 месяцев. То есть потребитель, если ему под роспись не разъяснили порядок и сроки возврата товара, вправе отказаться от сделки купли-продажи товара и потребовать свои деньги назад через 3 месяца после покупки товара.

Возврат товара ненадлежащего качества

Вернуть товар ненадлежащего качества потребитель может всегда в пределах гарантийного срока или срока годности товара.  Если на товар не установлен гарантийный срок и срок годности, возврат товара ненадлежащего качества согласно закона «О защите прав потребителей» может быть осуществлен в течение двух лет.

Исключением являются технически сложные товары, срок предъявления претензий к качеству по которым исчисляется пятнадцатью днями.

Перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2014 № 924.

К технически сложным товарам, срок предъявления претензий по которым составляет пятнадцать дней, отнесены:

- всевозможные автотранспортные средства, летательные аппараты, снегоходы, катера;

- компьютеры;

- оборудование для навигации и беспроводной связи (навигаторы, мобильные телефоны);

- телевизоры, мониторы;

- цифровые камеры (как фото, так и видео);

- сложная бытовая техника: холодильники, посудомоечные машины, комбинированные духовые шкафы, стиральные машины.

Таким образом, срок возврата товара ненадлежащего качества ограничивается:

- сроком годности;

- гарантийным сроком;

- двухлетним сроком;

- 15-дневным сроком.

Потребитель при обнаружении ненадлежащего качества товара вправе на свой выбор обратиться:

- к продавцу;

- к изготовителю;

- к импортеру.

При этом от любого из вышеперечисленных требовать на свой выбор совершения следующих действий:

- замены товара;

- возврата денег;

- уменьшения цены товара;

- бесплатного ремонта товара.

Отсутствие чека на товар не является препятствием для возврата товара ненадлежащего качества, поскольку данное основание не может служить причиной для отказа в замене товара. Более того, отсутствие чека не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания в суде в подтверждение факта покупки товара именно у этого продавца.

Продавец вправе провести собственную экспертизу товара, переданного ему покупателем, для выяснения обстоятельств утраты товаром своих потребительских качеств. Покупатель вправе присутствовать при проведении данной экспертизы, а также вправе обжаловать ее результаты, в случае если будет с ними не согласен. Однако, если экспертиза все же покажет, что товар пришел в негодность по вине покупателя, последний обязан будет возместить расходы продавца на проведение такой экспертизы, включая транспортировку товара до места экспертизы и обратно.

В случае если покупатель требует ремонта товара, продавец обязан на время ремонта предоставить покупателю в безвозмездное пользование аналогичный товар, который возвращается продавцу после того, как товар ненадлежащего качества, приобретенный покупателем, будет отремонтирован и готов к использованию. То же самое правило действует в случае, если моментальная замена товара невозможна (в силу длительной доставки, к примеру), а покупатель требует замены товара.

Всегда необходимо учитывать, что любое нарушение продавцом закона «О защите прав потребителя» вне зависимости, причинило ли данное нарушение имущественный вред, обязательно влечет причинение морального ущерба потребителю. Данное обстоятельство прямо установлено в ст. 15 закона. Из этого следует, что при любом малейшем нарушении закона, а тем более при уклонении от замены/ремонта товара потребитель вправе требовать от продавца (изготовителя, импортера), компенсации морального вреда, в том числе и в судебном порядке.

Более того, в соответствии с законом, в случае если потребителю довелось обратиться в суд и выиграть его, продавец уплачивает штраф за отказ от добровольного исполнения требований потребителя в размере 50 % от суммы иска.

При соблюдении сроков подачи заявления на возврат алгоритм действий для возврата товара надлежащего или ненадлежащего качества следующий:

  1. необходимо обратиться к продавцу с требованием обменять товар;
  2. в случае если продавец обменивать отказывается, оформить данное требование письменно, передать его представителю продавца под роспись. Приложить к письменному требованию все необходимые документы (чек, гарантийный талон);
  3. если на этой стадии продавец отказывается менять товар, необходимо обращаться в суд;
  4. если продавец принял товар ненадлежащего качества и назначил экспертизу, необходимо дождаться ее результата;
  5. ознакомиться с результатами экспертизы, в случае несогласия потребовать от продавца проведения независимой экспертизы;
  6. если и после проведения экспертизы продавец отказывается менять товар, то стоит также обращаться в суд.

Необходимо обратить внимание, что можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор с жалобами на продавца.

Таким образом, алгоритм действий достаточно простой: при любой попытке продавца нарушить закон о защите прав потребителей необходимо обращаться в суд.

Вы можете задать вопрос юристу через форму обратной связи "Задать вопрос" и мы постараемся максимально быстро ответить на него, разместив разъяснения на нашем сайте или отправив ответ на указанный Вами e-mail.

По всем вопросам, а также бесплатной консультации звоните по телефонам: (351)776-98-00, 777-49-82.